Екатерина Литвиненко (e_litvinenko) wrote,
Екатерина Литвиненко
e_litvinenko

Category:

о среднем образовании

По мотивам вот этой дискуссии. Да и вообще нынче новый стандарт среднего полного образования только ленивый не обсуждает. Хотелось бы, конечно, чтобы его (стандарт) еще и прочитали перед обсуждением, но тут, понятное дело, не каждый осилит столько страниц печатного текста.

Поэтому тезисно: новый стандрат не предполагает, что дети после 4-го класса будут изучать три-четыре предмета, а остальное за деньги.
Новый стандрат не предполагает, что дети после 9 класса будут изучать либо только гуманитарные науки, либо только естественные, либо только математику и информатику.
Он не предполагает также, что дети будут учиться по три урока в день, а дальше валять дурака, или изучать ОБЖ и физкультуру.
Самое главное - новый стандрат не предполагает снижение учебной нагрузки. Как было 36 часов в неделю, так и осталось. Это 6 уроков в день при 6-дневной учебной неделе.

Далее дисклеймер 1: в новом стандарте полно косяков. Они в первую очередь связаны с тем, что стандарт уже написан, а реализовать его нормально пока не представляется возможным. Это особенность такая русского менталитета- идей и стратегов полно, исполнением и организацией зато никто не занимается, ну или не умеет заниматься. Ну из той же серии, что грандиозных планов у нас всегда громадье, а сортиров нормальных как не было, так и не предвидится. Кроме того, есть явные неувязочки с существующей системой высшего образования.

Но я хотела бы поговорить о самой идее профильного обучения и предметов по выбору.
Основные возражения - "А-а-а!!!из наших детей хотят вырастить тупую рабочую силу". В разных видах и на разные мотивы поется эта грустная песня. одна из основных вариаций -"США хочет из наших детей вырастить тупую рабочую силу". Преимущественно исполняют эту партию, конечно, те, кто стандарта таки не читал, и даже Рабинович им ничего не напел.

Ниже (под катом) я изложу свои соображения по существу и буду очень рада выслушать разные мнения, если таковые будут.

А пока небольшое лирическое отступление.
Когда я закончила институт иностранных языков, я решила получить также и второе высшее образование - техническое, и поступить в МАДИ, на факультет автомобильного транспорта. Для этого надо было сдать две математики и физику. И когда я начала готовиться к вступительным экзаменам, я была неприятно поражена тем, что учить мне математику и физику пришлось практически заново. т.е. с учебников 6 класса. После окончания школы, однако, прошло всего 5 лет. Да, за эти пять лет я ни разу не вспоминала ни о физике, ни о математике, но тем не менее? Куда все подевалось-то, блядь? В школе я училась отлично, математика была одним из моих любимых предметов, проблем с физикой я также не испытывала. Ну ладно, подумала я, видимо я отличаюсь такой особенной тупостью, но куда деваться, поэтому все было выучено заново и экзамены сданы на отлично, и шесть лет спустя я получила специальность инженера-механика.

А вот теперь, в связи с этоми обсуждениями новых стандратов, я провела небольшой опросик среди своих коллег-гуманитариев. Вот люди разного возраста - от 24 до 55 лет, все прекрасно учились в школе по "советской системе", есть среди них и медалисты, разумеется, ну и кандидаты наук тоже имеются.
Коллегам были предложены простые вопросы. А именно: 1) сформулируйте 1-й закон Ньютона, 2) что измеряется в амперах и что измеряется в омах 3) что является первой производной от скорости 4) чему равно ускорение свободного падения на Земле и в каких единицах оно измеряется 5) какова химическая формула соли 6) что такое косинус угла 7) в каком году была Куликовская битва?

Опрошено было порядка 10 человек. Угадайте количество правильных ответов (из 70)? Два. Ага, один про Куликовскую битву. Второй - про химическую формулу соли.
Можно. конечно, предположить, что это просто мне не повезло, вот такие у меня альтернативно одаренные коллеги. Но я так не думаю. Проведите эксперимент сами, опросите парочку-троечку гуманитариев, которые отлично закончили школу 5 лет назад и более. Изумление гарантировано.



Итак, знания, которые были получены в школе, у абсолютного большинства в памяти не задерживаются, если эти знания не нужны и не используются в дальнейшем. Здесь нет ничего удивительного. как раз было бы странно, если бы было иначе.
Ничего страшного, скажут многие, главное, что в процессе получения этих знаний школьник
1) получает некую целостную картну мира
2) получает возможность развивать мышление, память, внимание и всякие полезные навыки и, наконец
3) некоторые остаточные знания, которые все же остаются в памяти, помогают ему решать многие повседневные задачи, а при необходимости найти забытую информацию - помогут решить, где и в каком направлении искать.

Пройдемся по пунктам.
1) Невежественность весьма существенной части населеняи поражает воображение. Какая, на фиг, целостная картина мира, если треть наших сограждан считает, что Солнце - спутник Земли. Я не буду настаивать на том, что результаты этого опроса достойны безоговорочного доверия, однако то, что я вижу вокруг. скорее подтверждает, чем опровергает эти выводы.

2) и 3) а вот как у старшеклассников развиты аналитические и прочие полезные навыки и как они могут применить полученные знания для решения повседневных задач
Любой может добавить кучу примеров от себя, я уверена. Я приведу парочку очень частных примеров, которые, однако, вполне иллюстративны. Знакомый, купивший автомобиль и решивший на зиму поставить колеса на дисках меньшего диаметра, не знает как посчитать размерность нужной резины (чтобы диаметр колеса в результате не изменился). От правильного ответа его отделяет два арифметических действия + перевод дюймов в метрическую сситему. Почему он не в состоянии это сделать?
Мои коллеги целиком и полностью теряются при необходимости сделать следующие простые операции: посчитать количество баллов, которые набрали студенты за учебный год, привести их к 100-баллььной шкале, а затем посчитать окончательное количество баллов, которое пойдет в финальную оценку, при условии, что удельный вес оценки за работу в году - 55% (и 45% за оценку на экзамене). Я не шучу. В рамках заседания кафедры пришлось проводить мастер-класс на тему "Как сложить фактические баллы, разделить их на максимально возможные, и потом умножить на 55". Эти люди, прошу заметить, изучали в школе алгебру и начала анализа. Я уж молчу про тригонометрию:)

В упомянутой выше статье предложены возможные причины столь печального положения. А именно: недостаточная практическая ориентированность содержания образования, оторванность от реалий жизни, окружающей школьника, перегруженность инофрмацией программ и учебников, недостаточное внимание к формированию общеучебных умений.

Есть, безусловно, и другие причины. Но и эти совершенно точно имеют место. Я бы еще добавила отсутствие междисциплинарного подхода. Наши студенты, например, имеющие отличные оценки по математике, совершенно теряются, когда математический аппарат надо применить при изучении экономики. У них в голове эти области странным образом совершенно не пересекаются.

А теперь я вернусь к идее профильного обучения и предметов по выбору. Разумеется, что следствием этого является то, что по ряду предметов (непрофильных) школьник будет получать меньше информации. Т.е. программа должна быть сокращена в пользу более глубокого изучения профильных предметов. Но слово "сокращение" приводит в необыкновенное возбуждение поборников "традиционной системы обучения". Как же так, ребенок будет учить меньше математики?? Не изучит достаточно глубоко тригонометрию? Это катастрофа. Из наших детей делают тупую рабочую силу для США. Быдло, которым будет просто управлять.

Скажите, кем проще управлять - человеком, который 11 лет тщательно (и, нередко, с ненавистью) изучал математику и знает до хренища всего про тангенсы и котангенсы ( и даже пару лет после окончания школы кое-что из этого еще помнит), но при этом странным образом не понимает, почему нельзя срочно обогатиться, вкладывая последние бабки в МММ, и не в состоянии посчитать, какой банковский процент он реально будет платить, если возьмет потребительский кредит, или таки человеком, который начала анализа не освоил в полной мере, однако полученными пусть и в меньшем объеме, но нормально усвоенными знаниями спокойно может воспользоваться, чтобы показать фигу с маслом и финансовой пирамиде, и потребительскому кредиту на грабительских условиях?

Замечу при этом, что действительно развить вот те самые компетенции, о которых говорилось выше (умение анализировать, обобщать и критически перерабатывать информацию) можно только при изучении предметов, которые интересны и более-менее понятны. Если нет мотивации - никогда не будет никакого результата. Да, есть дети, которых трудно чем-либо заинтересовать, которые просто тупо не хотят учиться ничему. И тем не менее, шанс пробудить у них хоть какой-нибудь интерес к учебе и хоть как-то развиваться - это дать возможность меньше заниматься тем, что дается совсем плохо, и является источником постоянной фрустрации, в пользу более глубокого изучения других предметов, которые могут вызвать хоть какой-то интерес.
В общем, кто не понял, я за профильное обучение в старших классах. Интересно послушать ваше мнение.
Tags: педагогическое
Subscribe

  • про кино

    Мы вечером всей семьей смотрим кино. Фильмы выбираем по очереди. Посмотрено много чего, вот кратенько из последнего по 10-балльной системе.…

  • про финское образование

    сегодня для разнообразия буду ругаться. В этом семестре важны оценки, так как на их основании потом поступать в гимназию. Среди обязательных…

  • дизайн какбэ

    Мы заканчиваем строительство дома в Финляндии и вот наступила мучительная пора выбора цветов, красок, мебели и вот это все. Стены у нас везде будут…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 82 comments

  • про кино

    Мы вечером всей семьей смотрим кино. Фильмы выбираем по очереди. Посмотрено много чего, вот кратенько из последнего по 10-балльной системе.…

  • про финское образование

    сегодня для разнообразия буду ругаться. В этом семестре важны оценки, так как на их основании потом поступать в гимназию. Среди обязательных…

  • дизайн какбэ

    Мы заканчиваем строительство дома в Финляндии и вот наступила мучительная пора выбора цветов, красок, мебели и вот это все. Стены у нас везде будут…